Дизайн студія TIZL
Как определить потенциал сайта.

Сайты, в отличие от традиционных носителей, способны развиваться, эволюционировать и даже иметь историю (пример — сайт Джеффри Зельдмана, существующий с махрового 1995 года). Поэтому, создавая сайт, мы на самом деле создаем нечто большее, чем готовый к употреблению продукт. Скорее мы создаем что-то наподобие ДНК.

Диаграмма, о которой пойдет речь, может быть полезна в ситуациях, когда есть потребность в создании сайта, но нет особой ясности относительно желаемого результата. Первоначально она возникла как средство донести до клиента всю важность перспективы развития сайта. Однако оказалось, что помимо чисто иллюстративных задач она хорошо решает и другие вопросы, например, помогает понять взаимосвязи между различными частями работы над сайтом, сбалансировать их и направить развитие проекта в правильное русло.

Диаграмма

Проект будущего сайта строится по шести параметрам. Параметры объединяются в пары, находящиеся в динамическом равновесии. Требования, предъявляемые к каждому параметру, оцениваются по 10-балльной шкале в ходе интервью с заказчиком. Получается фигура, отражающая текущее представление о проекте. После чего есть возможность осмыслить ситуацию и внести коррекцию, которая может сильно облегчить жизнь всем заинтересованным сторонам.

Черная фигура показывает типичный проект с перекосом в сторону разработки и недостаточным вниманием к развитию. Как правило, проекты такого рода зацикливаются на внешнем виде сайта и упускают из виду его содержание. После запуска сайт оказывается неэффективным и тихо умирает. Зеленая фигура являет собой пример здорового проекта, где все параметры сбалансированы.

Что и Как

Оценка по лучу "Что продаем?" — это попытка определить, каковы реальные преимущества компании, качество предлагаемых товаров/услуг, масштаб компании и т.д. Чаще всего люди склонны завышать эту оценку. Поэтому для начала нужно уточнить, что мы принимаем за десять баллов, – тогда многое станет яснее.

"Как продаем" — это ответ на вопрос о том, сколько ресурсов планируется направить на развитие и продвижение сайта.

Если "Что" невелико, нет смысла бросать большие ресурсы на "Как" — вложения вряд ли окупятся. Это очевидно. А вот об обратном часто забывают: если сайт представляет компанию, продукт или услугу высокого уровня, то на его развитие и продвижение потребуется много ресурсов. Хотя бы из-за конкуренции, которая в этих случаях тоже достаточно высока.

В вирусном, партизанском, скрытом и прочих извращенных формах маркетинга эта проблема частично решается за счет привлекательности самого продукта, которая и является мотором его продвижения.

Компания и аудитория

По лучу "Компания" оценивается степень влияния сайта на бизнес, то есть значимость сайта для компании. Луч "Аудитория" — это соответственно попытка оценить значимость сайта для целевой аудитории и ее возможный охват.

Если предполагается, что сайт никак не влияет на бизнес (подход "чтоб был"), трудно ожидать, что он привлечет большую аудиторию. И наоборот, если сайт привлек большую аудиторию, он станет существенным для бизнеса.

Главное средство привлечения аудитории на сайт — это, как всем известно, контент, а не трюки с поисковой оптимизацией. Поэтому переходим к третьей паре параметров.

Дизайн и контент

Понятно, что хороший дизайн положительно влияет на восприятие контента и наоборот. Однако если дизайн уж очень навернут, а контент — никакой, сайт скорее всего будет смотреться смешно. Дизайн без качественного контента — вещь совершенно бесполезная и жаль, что на мучения с ним люди тратят столько драгоценного времени. (Бывают, конечно, случаи, когда дизайн и есть контент. Но это редкое явление и оно не имеет отношения к рассматриваемой ситуации.)

Роль контента, наоборот, чаще всего оказывается недооцененной. Сайты крупных компаний изобилуют канцеляризмами, претензиями на чрезмерную солидность, голословными обещаниями и другими проявлениями псевдотворчества. Думаю, рано или поздно все это уйдет в прошлое и люди будут читать такие тексты с улыбкой. На Западе, во всяком случае, этот процесс уже давно идет.

Но главное в том, что сегодня качественный контент — это новый контент. То есть содержание сайта должно меняться, чтобы он оставался интересным. Поэтому, на мой взгляд, именно контент должен быть главным ориентиром при создании сайта, ориентированного на развитие и долгосрочный контакт с аудиторией. Как создать такой контент – тема для отдельного разговора.

Разумеется, диаграмма не претендует на универсальность. Деление на этапы разработки и развития условно. Для некоторых проектов, наверное, понадобится другая комбинация параметров, для каких-то эта диаграмма вообще не нужна. В любом случае, если кто-то захочет ей воспользоваться, будет интересно узнать о результатах.

Виталий Колесник
www.kolesnik.ru
Відкриється в новому вікні